Мало какую национальную кухню можно представить без растительного масла: во все времена и у разных народов редкое блюдо обходилось без этого продукта. Оно и до сих пор остается основным ингредиентом и в кулинарии, и в пищевой промышленности. Жаль только, что из всего разнообразия полезных и необходимых для нашего здоровья растительных масел в ходу в основном традиционное подсолнечное да еще в последнее время — оливковое.
Однако российская компания «Диал Экспорт» взялась восполнить этот пробел, предложив рынку множество великолепных масел: тыквенное, кунжутное, масло грецкого и кедрового ореха, фундука, виноградной косточки, рисовое, арахисовое, масло амаранта, а также известное исстари и широко используемое поныне льняное масло.
Жанна, все-таки растительное масло — продукт специфический. А у компании «Диал Экспорт» к тому же и во многом экзотический. Каково работать с таким товаром?
Сложность работы с нашим продуктом заключается в том, что он относится к премиальной категории, а с ней всегда сложнее работать, чем с сегментом масс-маркет. Здесь прежде всего необходимо терпение, причем терпение со стороны партнеров по сбыту: товар не дает отдачу сразу, на это необходимо время. Время требуется для того, чтобы донести до потребителя информацию: что представляют собой наши масла, что в них особенного, отличного от традиционных видов — подсолнечного и оливкового. Люди не привыкли к таким видам масел, как кедровое, кунжутное, масло фундука, а о масле амаранта многие и вовсе не слышали. Это связано прежде всего с тем, что в нашей стране культура потребления иных, кроме подсолнечного и оливкового, растительных масел еще достаточно низка. Потребители совсем немного знают об особенностях этих необычных масел, об их поистине уникальных свойствах. А ведь именно эти масла содержат важные для организма полиненасыщенные жирные кислоты (незаменимые омега-3 и омега-6), комплекс витаминов и микроэлементов: витамины группы В, С, А, Е, железо, магний, цинк, селен. Да и психология потребления достаточно консервативна: человек приобретает то, что ему уже известно. То, к чему он привык. А привычные стереотипы всегда сложно ломать. Но и не нужно ломать — необходимо постепенно, проявляя терпение, просветить потребителя о нашем продукте, рассказать о нем, убедить… И быть готовым к тому, что все это весьма длительный во времени процесс. Тут, например, можно вспомнить, как наш народ, вскормленный на репе и горохе, долго не мог привыкнуть к завезенному Петром I картофелю. Хотя, думаю, в случае с растительными маслами радикальных мер не требуется — нужно просто один раз попробовать заменить одно на другое. А вкус — он приходит во время еды!
Особенность такого продукта, сырья, из которого он изготавливается, требует и специфического подхода в его производстве. В чем кроется секрет работы компании?
«Диал Экспорт» уже более семи лет занимается производством растительных масел. На сегодняшний момент портфель компании представлен 18 видами этой товарной позиции. Нельзя не отметить специфику, связанную с большим ассортиментом выпускаемой продукции, и, что особенно важно, широкую географию произрастания тех растений, из которых вырабатываются наши масла. Например, кунжут мы закупаем в Средней Азии и Индии, а кедровый орех — на Алтае и Дальнем Востоке. Что касается производственных аспектов, стоит отметить, что переработка такого специфического сырья — более сложный и дорогостоящий процесс, чем переработка всем известной подсолнечной семечки. Это касается, прежде всего, соблюдения требований по влажности и температурному режиму при хранении и транспортировке. Каждый цикл производства, а их насчитывается больше десятка, начиная от отслеживания качественных показателей поступившего сырья, непосредственного отжима масла и заканчивая фильтрацией и розливом готовой продукции, подвергается двойному, а в некоторых случаях и тройному контролю. После каждого этапа производится обязательный отбор проб для проверки качества масел в нашей собственной лаборатории. Для каждой культуры, из которой производится масло, мы применяем специально подобранные технологии холодного щадящего отжима, что позволяет сохранить все полезные свойства плодов, заложенные в них природой.
У вашей компании впечатляющий ассортимент — 18 видов масел. Как удалось набрать такую коллекцию?
Все начиналось с масла грецкого ореха, затем были льняное и тыквенное. Но ассортимент увеличивался не хаотично, а с разумным подходом. Идея расширения линейки сводилась к тому, чтобы, выпуская новые виды масел, приносить максимальную пользу организму человека. В этой связи хочу привести любопытный факт.
Канадские ученые обнаружили, что у людей, употреблявших в пищу новое растительное масло, не только улучшался обмен веществ, но и заметно снижался уровень холестерина в организме (почти на 15 пунктов по сравнению с людьми, использующими в пищу традиционные растительные масла). Оказалось, что печень немедленно сжигает жир, поступающий из нового масла, а не откладывает его на потом.
Чем в ближайшее время удивит своего потребителя «Диал Экспорт»? Планируете ли вы выпуск новых товаров?
Не буду раскрывать тайн — приятные события должны происходить неожиданно. Отмечу лишь, что мы регулярно изучаем потребительский спрос, предпочтения наших покупателей, — нам важно понять, чего им не хватает среди уже существующих товаров, какие потребности еще не удовлетворены. Иными словами, мы главным образом действуем в интересах потребителя. Ведь именно для него мы и работаем. И уже основываясь на этом, принимаем решение о том, какие новые продукты представить рынку. И в данный момент речь идет не только о маслах. Ну вот, все же приоткрыла завесу тайны…
Какой продукт вы бы назвали лицом своего бренда?
Лицо бренда — это коллекция наших масел, бережно собранная из самых лучших плодов. Каждое масло, входящее в коллекцию, изготовлено только из самого качественного сырья, все масла абсолютно натуральные, они не содержат консервантов, ароматизаторов, искусственных добавок.
Чем гордится сегодня «Диал Экспорт»?
Прежде всего — людьми. Людьми, которые когда-то, семь лет назад, создали бизнес-идею, на которой выстроилась вся деятельность компании и, что очень важно, держится и по сей день. А бизнес-идея эта весьма проста: мы, повторюсь, производим продукты для здорового питания — вкусные продукты, приносящие людям удовольствие и пользу.
В продолжение разговора о людях хочу сказать и о менеджерах отдела продаж, которые вопреки упомянутым сложностям в работе с нашим продуктом терпеливо и на высоком профессиональном уровне работают с ним и помогают в этом нашим партнерам по сбыту. Отмечу и специалистов по закупкам сырья и производству — ведь без них просто не существовало бы нашего продукта! Это абсолютно все наши сотрудники и каждый из них в отдельности.
Это, бесспорно, и наши партнеры — все те, усилиями которых продукт доходит до конечного потребителя. Благодаря грамотно выстроенной дистрибуции наши масла постоянно присутствуют на полках таких крупных федеральных и региональных розничных сетей, как «Ашан», «Седьмой Континент», «Перекресток», «Азбука Вкуса», «Глобус Гурмэ», «Алые Паруса», «Билла», «О`кей», «Бахетле», «Утконос», «Монетка», «Кировский», «Купец». И, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех наших партнеров за плодотворное и со многими из них уже длительное сотрудничество!
Ну и конечно же, сам наш продукт — вкусный, полезный, созданный с заботой и любовью к людям.
А еще… Еще мы гордимся своими потребителями! Это люди, которые оценили вкус наших масел и полюбили их, которые знают об их преимуществах и приобретают их на протяжении уже многих лет.
Что интересно для вас в вашей работе?
Самое интересное — это поиск. Поиск новых решений поставленных задач, как текущих, так и относящихся к долгосрочной перспективе развития бизнеса. Как лучше донести до потребителя информацию о нашем продукте? Как доступно и увлекательно рассказать о его свойствах и преимуществах, как сделать продукт более совершенным — с точки зрения удобства его приобретения (здесь речь прежде всего о работе каналов сбыта в цепочке распределения), с точки зрения удовлетворенности потребителя его вкусовыми качествами, упаковкой? Кроме того, работа увлекает неоднородным характером задач, для решения которых необходимы знания из самых разных областей, а это всегда интересно!
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать маркетолог?
Во‑первых, маркетолог — это человек, для которого не существует рамок. Это человек, открытый всему новому и исключительно оптимистично настроенный. Лично я руководствуюсь принципом: нет проблем — есть задачи. И все они решаемы, и решать их необходимо самыми различными способами. Маркетолог непременно должен быть нацелен на результат, недопустимо, чтобы он работал «на процесс» и не понимал конечной цели своей деятельности. Перед ним всегда должна быть цель, причем очень ясная и конкретная, не абстрактная. И для достижения этой цели необходимо строить четкие планы, выделять приоритетные задачи и принимать своевременные решения. А самое главное — маркетолог обязательно должен верить в свой продукт! Иначе он просто не имеет права занимать эту должность в компании.
При этом хватает ли вам 24 часов в сутках для достижения своей цели?
24 часа в сутках мало, критично мало…
Хватает ли времени на хобби, есть просто личное время — скажем, спокойно почитать книгу? Мое хобби — это активный отдых, путешествия. Читать предпочитаю
зарубежную прозу, книги по философии и психологии.
А за что, как думаете, вас ценят коллеги?
За что ценят коллеги?.. На этот вопрос могут ответить только они! Хотелось бы верить, что (улыбается)… действительно ценят! Я же, в свою очередь, очень ценю их: за знания, умения, способность решать самые сложные задачи с присущим им профессиональным подходом, с полной отдачей своих сил делу. За помощь, которую они мне оказывают в решении моих задач, в достижении нашей общей цели.
Что хотелось бы добавить к уже сказанному?
Хочу выразить слова искренней благодарности своим коллегам, руководству, которые помогают мне в работе, поддерживают меня во всех моих начинаниях. Которые умеют вовремя остановить или направить, если я «иду неправильной дорогой». Которые могут похвалить и покритиковать — ведь критика очень важна: она заставляет задуматься о восприятии тех или иных вещей, о принятии или, напротив, непринятии определенных решений. В конечном итоге они дают мне мощный толчок к развитию. А это всегда важно!
И отдельное спасибо — моей семье: за то, что прощают мне поздние возвращения домой и работу в выходные дни, за то, что поддерживают в трудные минуты и искренне радуются моим успехам!
Собрались на рыбалку? Вам нужна лодка для рыбалки