Я когда-то уже мимо проходил и посоветовал им повесить кое-что на вывеску…. С тех пор не дает мне покоя этот цветочный магазин. Как ни прохожу мимо – ни одного покупателя. Видел покупателей там только в субботу, на 1 сентября и где-то в октябре в будний день. И всё. Как живет магазин, как удается им платить за аренду? С этими вопросами я зарулил к прилавку.
Молодая женщина, по имени Валентина, совладелец магазина, вздыхает:
— Да как живем, вот до нового года дожить бы, там дальше много праздников…
— А чего вы только праздников ждёте? — спрашиваю я.
— Да, цветы — это такой бизнес, от праздника к празднику. Вот и горшочками приторговываем…
Я в оцепенении. Конечно, про прибыль и доходность магазина я спрашивать не стал, вижу что под окнами магазина стоит замечательный BMW X3. Иногда, знаете, мужья дарят своим женам не только бриллианты и красивые авто, но и возможность вести свой бизнес. Причем платят за него, иногда даже не вдаваясь в детали.
— Так может вам попробовать самой пойти и найти клиентов? — спрашиваю я.
— Куда… и как я буду искать клиентов? — задумалась цветочная фея.
— Очень просто. Сначала надо подумать и поставить себя на место клиента. Когда и при каких обстоятельствах вы покупаете цветы. Подумайте сначала за женщину, потом за мужчину, ибо все-таки мне кажется, что 60-70% покупателей цветов — мужчины. А дальше следуйте логике, что везде, где только задумываются о цветах, нужно повесить или дать в руки информацию о вашем магазине.

Ну, например: покупает мужчина коробку конфет — и тут же, возможно, задумывается о цветах — значит где-то в кондитерском отделе ближайшего супермаркета надо разложить ваши визитки. Покупает подарок в косметическом магазине — листовки вашего цветочного магазина должны быть рядом (договориться не проблема, если это взаимно интересно). Покупает кольцо в ювелирном — и там тоже должна быть ваша реклама. Все салоны красоты, все магазины товаров для новобрачных, все фотоателье и свадебные конторы, все магазины подарков и парфюмерные магазины — везде должны быть ваша реклама, а ещё лучше визитка со скидкой, буклетик, флаер или что-то подобное. Название магазина ни в коем случае не должно быть простым, типа «Цветы» или «Цветочный магазин». С названием — это отдельная песня, о которой поговорим следующий раз. Дальше — можно поиграть формой и оформлением павильона. Нигде не видел павильоны цветов в виде большого букета, цветочного горшка, в виде сказочной оранжереи… и так далее. Здесь нужно дать волю фантазии, если она есть. Теперь с продавцами — это должны быть очень яркие девушки (может как-то ярко и красиво одетые). Часто мужики-покупатели робеют чтобы собрать какой-нибудь букет. Значит надо быть более активными и продавать услуги по составлению букетов… бесплатно. Вообщем, я прочитал ей целую лекцию по маркетингу магазина.

Когда я закончил, она вздохнула еще глубже. Тут и кроется самое главное — если магазин для владельца является просто способом красиво провести время и чем-то завлечь себя, вроде хобби — это одно. Я называют такие конторы ХОББИЗНЕС. Если магазин — единственный источник дохода для целой семьи предпринимателя — это совсем другое. Это все по-настоящему. Вот почему мне больше нравится работать со вторыми, чем с первыми.

Невыдуманные рассказы сельского батюшки — персональный сайт о. Иоанна Тунгусова. Рассказы, повести, акварели и воспоминания об интересных людях.