Что такое маркетинг и какое отношение он имеет к вашей карьере?

Делая карьеру в условиях рынка труда, вы выступаете как создатель и продавец своей рабочей силы. Добиться успеха вам поможет знание конъюнктуры рынка, его законов и методов работы на нем.
Термин «маркетинг» (правильное ударение — на первом слоге) стал в последние годы у нас очень популярным, но многие понимают смысл маркетинга односторонне, фактически приравнивая его к деятельности по рекламе и продвижению товаров. На самом деле функции маркетинга намного шире.
Во-первых, нужно правильно определить, в каком товаре нуждается потенциальный покупатель и где этот покупатель находится. Если вы хотите получить высокооплачиваемую работу, вы должны предложить на рынке труда платежеспособным работодателям именно тот товар, в котором они нуждаются.
Во-вторых, даже располагая ходовым и ценным товаром, вы не сможете его продать, если не сумеете организовать его рекламу и сбыт. Нужно уметь «подать» себя потенциальным работодателям. Предоставить о себе информацию так, чтобы с вами захотели встретиться и познакомиться поближе. На встрече с работодателем подать себя так, чтобы он захотел принять вас на работу, предложил достойные условия труда и оплаты. Это тоже составная часть маркетинга.
В-третьих, приобретая товар, покупатель не должен разочароваться в покупке. Если вы не сумеете закрепиться на полученной вами работе и добиться в ней успеха, то ваша карьера не состоится. В лучшем случае у вас не будет дальнейшего роста. А в худшем – вы потеряете работу.

Почему необходимо заниматься самомаркетингом на рынке труда?

Банально, несколько цинично, но факт: спасение утопающих – дело самих утопающих. Особенно, если речь идет о рынке труда и поиске работы.
Конечно, есть места, где можно получить совет, информацию, а иногда и помощь. Государственные центры занятости, агентства по подбору персонала, агентства по платному трудоустройству. Но выбирать, куда обратиться, придется самому. И самому решать, что делать, если в этих местах вам не помогут найти то, что вам требуется.
За вас никто не решит, какую работу искать и на какие условия соглашаться. За вас никто не проведет необходимых действий по выходу на потенциальных работодателей. И на собеседование вам придется идти самому. А, приступив к работе, вы сами должны доказать, что являетесь хорошим работником. Необходимо заниматься самомаркетингом. Необходимо учиться делать это грамотно и эффективно.

Основные этапы самомаркетинга

Этап 1. Определить себя и свои цели в поисках работы. Разобраться с ситуацией на рынке труда, определить какова ваша действительная цена. На основе этого правильно составить свое резюме.
Не рассчитывайте, что кто-то даст вам готовую и точную информацию о положении на рынке труда. Самый надежный способ узнать свою цену – искать работу, ходить на собеседования и смотреть, что вам предлагают.

Этап 2. Интенсивно проводить работу по доведению информации о себе до потенциальных работодателей. О том, какие каналы и как могут быть для этого использованы, шла речь в публикации «Эффективные способы поиска работы» (газета «Работа для вас», 18 марта 1999 г.)

Этап 3. При телефонном и личном контакте с потенциальным работодателем (или его представителем) выгодно представить себя как потенциального работника и в итоге получить предложение о работе.

Этап 4. Получив предложение о работе, грамотно провести переговоры и выторговать выгодные условия работы. А, выйдя на работу, сделать все необходимое, чтобы закрепиться и быть хорошим работником (своего рода послепродажное обслуживание покупателя вашего труда).

Каждый из этих этапов – отдельная и большая проблема, которую нужно обстоятельно изучать. И успешному решению которой нужно учиться. Более детальный разговор об этом пойдет в последующих публикациях.