Несколько лет назад, очень хороший Человек и Поэт, Рэм Бобров, подарил мне вот такую штуку в качестве благодарности за издание его книги «Приоткрытая дверь». Я долго крутил ее в руках, надеясь понять смысл этой «тарелки» с изображением журнала «Живописное Обозрение». Оказывается в конце 19 века были очень популярны чаепития (примерно, как сейчас пиво по пятницам). За чаем поедали много сладкого и фруктов. Где то это нужно было хранить и подавать на стол. И замечательные издатели газет и журналов (которых было примерно, как сейчас новостных лент в Интернете) пошли на замечательный фокус (по тем временам еще не было бренд-менеджеров) — выпускать тарелки под фрукты и сладости с изображением собственного журнала. Интересно также, что видимо эти фарфоровые тарелки лепили вручную, потому что форма ее совершенно неровная и от этого они только интереснее.

Вот так наши предки рекламировали подписку своего журнала. На дворе был 1886 год.

А на обороте штемпель (несмываемый). Это то, что сегодня мы называем брендом и рисуем фирменные стили по 10 штук за день. Это — клеймо, в состав которого входит фамилия компании изготовителя. Ну что-то типа колбаса Дымов или пиво Тиньков. Тогда это было повсеместно.

Прошло почти 125 лет, а тарелка продолжает рекламировать подписку на Живописное обозрение. Наши бы рекламные сувениры столько прожили…